Туева Зульфия Нозимовна, средняя школа №21 г. Бухара учитель родного языка и литературы, председатель Бухарского областного совета НДП
Юлдашева Дилором Нигматовна, доцент кафедры узбекского языкознания Бухарского государственного университета, кандидат педагогических наук
АННОТАЦИЯ
Для каждого взрослого в общественной жизни беглость письменной речи так же важна, как чистота и понятность устной речи. Сегодня мы наблюдаем, что способность большинства выпускников школ выражать свое мнение письменно и устно, общаться и свободно выражать свои взгляды не является нормой. Написание высказывание – одна из образовательных норм, показывающих, что знания, навыки и способности учащегося могут привести его к творчеству.
Ведь высказывание играет очень важную роль в системе среднего образования как средство речевого развития. Это один из основных видов письменного произведения, требующий последовательного, грамотного пересказа содержания произведения или отрывка из него читателем на основе «своего слова», «определенного стиля». Обучение учеников написанию высказывание в системе образования увеличивает их словарный запас, активизирует их, развивает их творческое использование слов и фраз.
Ключевые слова: письменная речь, высказывание (баян), учебное высказывание, контрольное высказывание, творческое мышление
Высказывание (баян) используется как основной вид письменной работы на школьных уроках родного языка. Концепция развития обучения родному языку в общеобразовательных школах ставит следующие цели: «развить человека, который умеет правильно и свободно выражать свое мнение устно и письменно, ... мыслить независимо и творчески, понимать мнение других –культуру общения и речи». Этой цели служит использование высказывание на уроках родного языка. Содержание соответствующего текста, выбранного для высказывания, обеспечивает выполнение квалификационных требований «формирование у учащихся ... компетенций для вступления в социальные отношения на основе национальных и общечеловеческих ценностей»[1].
Баян – арабское слово в его лексическом смысле, означающем ясность, яркость, описание, выражение. В «Толковом словаре узбекского языка» оно имеет четыре разных значения как неоднозначное слово. Включая,
1 Устное или письменное выражение человеческих мыслей и мнений о концепции и воображении природы и общества. Оғзаки баён. Баён қилмоқ. Фикр баён қилмоқ.– Бу ёғини қайси тил билан баён этсам экан... Х.Тўхтабоев, Сеҳрли қалпоқча.
2 Часть литературного произведения, рассказывающая о том, что произошло или происходит, а также о ходе событий.Романда тавсиф, муаллиф мулоҳазалари ва баёнлар кўп.
3 Описание; комментарий. Асарнинг қимматли бобларидан бири шеърият ва аруз баёнидир. “Фан ва турмуш”.
4 Произведение, написанное на основе прочитанного или озвученного текста; письменная работа (одна из письменных форм оценки знаний студентов). Ўқувчилар баён ёзишди. Баённи текшириб чиқмоқ. Баёнлар тўплами [9, 9].
С этим словом также связана основа происхождения баённома, баёнот, баёнчилик, описательных существительных или глаголов баён этмоқ, баён қилмоқ используемых в узбекском языке.
Источники сообщают: «... произведение, написанное на основе тех, кто читал или озвучивал текст. В общеобразовательных школах Узбекистана (преимущественно в 2-9 классах) кабинет используется как один из основных видов учебной (письменной) работы по развитию мышления учащихся[4;5].
Таким образом, баян является очень важным инструментом развития письменной речи в системе школьного образования, в основном на уроках родного языка. Если принять во внимание, что общая цель обучения родному языку в школе состоит в том, чтобы научить учеников бегло читать, глубоко понимать и писать без ошибок, становится ясно, что написание баян–это наиболее эффективный способ проверить уровень знаний, навыков и способностей ученика.
Обучение на родном языке перешло от системы обучения знающих исполнителей в направлении фундаментализма и академизма к способу обучения человека, который является предпринимателем и творческим мыслителем, в прагматическом направлении. Какие знания и навыки требуется от обучения на родном языке, обновленного в результате независимости, на каждом уроке? Из истории дидактики известно, что знания, навыки, способности и творчество всегда взаимозависимы[6].
В основе особой цели школьного обучения родному языку лежит ответственный государственный заказ по воспитанию в обществе творчески мыслящего человека, способного бегло, просто и ясно доносить продукт мысли устно и письменно до слушателя. В конце концов, среди содержания обучения на родном языке, которое широко практикуется сегодня, знания, предоставляемые учащимся, должны соответствовать их социальным потребностям, вдохновлять их на творчество. Мы не должны забывать это: “Конечно, нужны знания. Но знания идут своим путем. Независимое мышление – тоже большой богатства”[2]. Так может ли использование баяна на уроках родного языка служить именно этой цели? Мы можем без колебаний ответить на этот вопрос: «Конечно». Как справедливо отмечают эксперты, одна из образовательных норм, показывающих, что знания, навыки и способности учащегося могут привести его к творчеству – это написание баян (высказывание).
Также существует несколько типов повествования, которые требуют последовательного, грамотного пересказа читателем содержания небольшого дидактического высказывания или отрывка из определенного произведения на основе «своего слова», «определенного стиля». Эти типы всегда проистекают из потребности студента написать заявление и потребности учителя соответствовать квалификационным требованиям, установленным государством как социальный заказ для преподавания предмета, который он или она преподает. Включая,
Баян (высказывание) делится на два типа с точки зрения надзора учителя: 1) учебное высказывание и 2) контрольный высказывание.
Учебное высказывание может быть сделано как устно, так и письменно. Учебное высказывание может быть дано в определенной части урока, или иногда ему может быть отведен полный час урока. Учащийся обычно записывает учебное высказывание в классную тетрадь и получает оценку на основе прочитанного. Контрольный высказывание составляется (правда, текст утверждения зачитывается преподавателем, а содержание усваивается учениками устно). Естественно, что при выборе текста изложения учитывается возраст и уровень знаний учащихся, с особым акцентом на образовательный аспект текста, степень его соответствия требованиям периода.
Как в учебное высказывание , так и в контрольный высказывание должна соблюдаться следующая процедура:
а) текст баяна подбирается учителем в соответствии с возрастом и психикой учащегося таким образом, чтобы обеспечить ребенку духовную, образовательную подпитку, легкую для понимания, «усваиваемую» учащимся;
б) текст баяна обычно читается учителем 2 раза;
в) в тексте высказывания на доске написаны трудные для понимания или произношения читателю слова (до 2-3);
g) степень, в которой содержание высказывания понимается студентами, подтверждается устным заявлением 2-3 студентов (конечно, важно выбрать студентов, которые читают лучше, средне и ниже своих сверстников), устное заявление фокусируется на аспектах, которые путают или игнорируют ученик;
г) ученики составляют план баяна (простой в младших классах, сложный в старших);
д) учитель следит за тем, чтобы каждый ученик писал заявление самостоятельно, и д.
Учебное высказывание делится на несколько видов в зависимости от цели перевода: 1) высказывание, точно отражающее содержание текста; 2) творческий подход к содержанию текста; 3) высказывание, обобщающее содержание фрагментированного текста; 4) высказывание с дополнительным заданием; 5) выборный высказывание; 6) творческое высказывание; 7) краткое изложение; 8) развернутое изложение содержания текста; 9) сокращенное изложение содержания текста; 10) символико-творческое высказывание.
При написании высказывание, точно отражающего содержание текста, от читателя требуется концентрироваться, обращать внимание на запоминание услышанного, понимать содержание слов и фраз в тексте, использовать формы выражения, используемые автором, не отклоняться от содержания. Студент должен постараться записать в письменной работе оригинальность, данную в тексте утверждения, в письменной работе как можно без изменений, что расширяет типы памяти учащегося, учит его концентрироваться и, конечно же, повышает его письменную грамотность.
При написании творческого подхода к содержанию текста следует подбирать текст как можно ближе к образу события, концепции или персонажа, с которым читатель знаком в повседневной жизни. В этом случае читатель должен уметь понимать суть содержания текста, резюмировать события, близкие к этой сути, и писать высказывание ближе к услышанному тексту. Для этого рекомендуются произведения, отличающиеся особенностью художественного языка. Прежде чем писать утверждение по такому тексту, учащиеся должны четко понимать каждую из идей, фраз и методов автора и применять их в своих собственных утверждениях.
Если текст написан на языке автора при творческом подходе к содержанию текста, читателю целесообразно выразить его на языке третьего лица или, наоборот, передать содержание, выраженное в третьем лице, в первое лицо / номер. Естественно, это зависит от способности учащегося использовать языковые возможности. Этот тип утверждения регулирует ассоциативность в мышлении учащегося, обогащает словарный запас и, что наиболее важно, увеличивает нарратологическую особенность в речи учащегося. Важно, чтобы выбранный размер текста не был слишком большим.
Например, в 7-м классе можно выбрать следующий отрывок из рассказа Уткира Хошимова «Человек верхом на лошади», чтобы написать творческий подход к содержанию текста:
Боботоққа борганимда қизиқ воқеа бўлган.
Ярим кечагача чўпонлар билан ҳангомалашдик. Мезбонлар қоп-қора чайир бир йигитни кўрсатиб, мана шу Бўрибой кийик боласини қўли билан тутиб олган, деганларида, тўғриси, ишонмадим... Одам кийикка ета оларканми?
Шунақа-ку, эртасига… Ҳаммамиз отлиқ янаям тепароқ яйловга йўл олдик. Анча юрдик. Бир маҳал белга урадиган ўтлоқ ўртасидаги «қора уй» олдига келиб ҳамма отдан туша бошлади. Мен ҳам ўзимни ерга ташлаган эдим, чап оёғим узангига қисилиб қолди. Мен учун бу кулгили ҳолат эди. Қўлим ерда. Оёғим узанги билан от қорни орасига қисилиб қолган. Ҳарчанд уринганим билан чиқаролмайман. Кулиб юбордим.
Қарасам, отдан тушган мезбонлар турган жойида қотиб қолибди. Ҳамманинг кўзида даҳшат… Ўттиз қадамча нарида турган Бўрибой, ишонсангиз, тўрт ҳатлашда тепамга етиб келди. Отимнинг жиловини маҳкам чангаллади. Шу орада бошқалар ҳам келишди. Оёғимни узангидан ажратиб турғизиб қўйишди. Йўл бўйи жимгина келган от эса бирдан қулоқлари чимрилиб кишнаб юборди. Бўрибой жиловни қўйиб юбориши билан думини гажак қилганча дуч келган томонга югуриб кетди.
Мен ҳамон ҳеч нарсага тушунмай турардим.
−Бир ўлимдан қолдингиз, ака!–деди Бўрибой ҳансираб.−Оёқ узангига қисилиб қолса, от ҳуркади. Ҳуркдими−тамом! Осилиб қолган одамни тепиб югураверади. Одам тепки еб, тошларга урилиб, бир халта этга айланади… Яхшиям вақтида улгурдик…
Сийрак соқолли кекса чўпон эса елкамга қоқди.
−Худойга бир ёзганинг бор экан, улим! Отқа минувдан олдин тушувни ўйлаб қўюв керак…
При этом ученик вспоминает похожий случай с собой или своими близкими. Он пытается выразить то, что он помнит, приближая его к содержанию текста. Например: «Однажды край моих штанов зацепился за велосипедную цепь»… «Мой брат был в похожей ситуации»…
Чтобы сделать заявление, обобщающее содержание фрагмента текста, учитель выбирает связанный текст в среднем из 4-5 абзацев, содержание которых незнакомо учащимся, и записывает каждый абзац текста на отдельном листе. В зависимости от количества фрагментов текста класс делится на небольшие группы, и каждой группе дается лист бумаги, на котором нарисован фрагмент текста. Таким образом, отрывки текста читаются 2 раза лидером небольшой группы или активистом группы. В этом случае студентам необходимо будет обобщить содержание фрагментированного текста и выразить его в письменной форме.
Написание утверждения, которое резюмирует содержание отрывка текста, учит студентов языковой чувствительности.
Баян дополнительного задания в основном проводится как проверка того, что учащиеся усвоили на уроках родного языка. Помимо требований к правильному пониманию содержания текста, его освещению в установленном порядке, например, проверяется, стали ли знания, полученные студентами по определенной теме, навыком и компетенцией. Например, после изучения правил орфографии или пунктуации следует сделать дополнительный оператор присваивания. Или, когда типы слов усвоены в соответствии с их отношением к форме и значению, им может быть дана задача заменить несколько предложений в тексте синонимами их содержания. Чтобы написать дополнительное задание, 5-классники могут выбрать следующий отрывок из рассказа Миркарима Осима «Ширaк»:
Бошлиқлар бу мушкул муаммони ечиш учун бош қотириб ўтирганларида, ўтов эшиги олдида қуролли йигит Широқ деган бир чўпоннинг ижозат сўраётганини билдирди.
–Широқ? – деб қошини чимирди Рустак. – Ким у?
– Широқ бизнинг уруғдан. Ўзи эртакчи, достончи доно чол. Бутун умри чўпонлик билан ўтган, – деди Саксфар.
–Ундоқ бўлса чақир бу ёққа ўша доно чолни.
– Эшикдан ёши олтмишдан ошган тетиккина, барваста бир чол кириб, таьзим қилди.
– Ижозат беринглар, мен ҳам қаторингизда ўтириб, ўз фикримни айтсам. Нима тўғрида гаплашаётганингизни биламан.
–Ўтир, ўтир, гапингга қулоқ соламиз.
–Эрон шоҳининг аскарлари Сирдарё остидаги қум доналаридан ҳам кўп, уларни жангга чорлаб, енгиш маҳол. Аммо уларни қириб ташлаш учун бир йўл бор. Қулоқ солинг…
В качестве дополнительной задачи неплохо продолжить содержание текста и написать отдельное задание, заменив слова в первом предложении их значениями.
Не весь текст написан в выбранном утверждении, но студенты пишут утверждение на поверхности любой части текста в нескольких частях. При этом студентам предоставляется свобода выбора той части, которая им нравится и интересна. Эта ситуация учит студента отличать конкретность от общности. Важность выборочного повествования заключается в том, что учащиеся усваивают текст только по весу; иметь целостный взгляд на текст; они понимают связь между частями текста и пытаются пролить свет на содержание той части, которую они выбрали сознательно, творчески. Главное, чтобы у ребенка развивалась речь ~ мышление ~ речевая ассоциация, их мотивирует право самостоятельно выбрать фрагмент текста. (Вам не нужно составлять план для заявления о выборе.)
Процедура творческого повествования обычно требует, чтобы читатель либо выразил свою реакцию на содержание текста, либо продолжил данный текст в соответствии с содержанием. Без преувеличения можно сказать, что творческое самовыражение тесно связано с основной целью обучения родному языку [3; 8].
Педагог может использовать навигационный подход к выбору форм творческого выражения, учитывая уровень, уровень знаний, способности учащихся в классе. Например, написание содержания событийных стихов в виде рассказа, обобщающие диалоги, изменение личности говорящего в тексте.
Креативная баян может проводиться как надзорная, так и учебная письменная работа. Например, когда в шестом классе обсуждается тема лошади и ее духовных групп, уместно попросить их прочитать следующий текст «Вода» как образовательное и творческое высказывание и выразить свое отношение к содержанию текста:
Сувсиз-ер мозор, сувли ер –гулзор. Сувсиз ер-жонсиз жасад. Сувсиз ерга қуш қўнмас. Ташнанинг тушига сув кирар. Сувни қум тагидан қидир. Қум бор жойда сув бор, сув бор жойда жон бор. Сув тиласанг, Сулаймондан тила. Сувга – ариқ, йўлга – чориқ. Экин экмоқ осон, сув келтирмоқ қайин. Сув келтирар мард киши, экин экар ҳар киши. Сув келтирган – мард, сув келтирмаган – номард. Сув қадрини қудуқ қазиган билади. Сув ичсанг, қудуқ қазиганни унутма. Сув берган – савоб, ўт берган – кабоб. Сув ичаётганга илон ҳам тегмас. Сув онаси – булоқ, сўз онаси – қулоқ. Сувни ич, чашмани булғатма.
В случае с этим текстом, как только учащиеся имеют представление о знаменитой лошади и ее духовных группах, они могут предложить следующие гидронимы, связанные с водой, и дать каждой строке творческое продолжение задания. и интегрируется с естественными географическими знаниями):
а) названия рек: Амударё, Сирдарё, Оқдарё, Норин дарёси, Зарафшон дарёси, Қорадарё……
б) резервуары: Каттақўрғон сув омбори, Чимқўрғон сув омбори, Пачкамар сув омбори……..
в) названия каналов: Катта Фарғона канали, Жанубий Мирзачўл канали, Аму-Бухоро канали, Аму-Занг канали ……
г) названия сай: Оқтепасой, Кўксаройсой, Оҳаклисой, Оқсой, Қизилсой, Косонсой, Чодаксой, Қуруқсой……
д) названия озер: Ҳайдаркўл, Тўдакўл, Чуқуркўл, Каттакўл, Мохонкўл, Шайтонкўл, Ақчакўл, Жармишкўл, Чуқуркўл, Девонкўл…..
е) названия родника: Мойбулоқ, Бешбулоқ, Оқбулоқ, Ойдинбулоқ, Шербулоқ, Қайнарбулоқ, Қўшбулоқ, Мингбулоқ……
Работа, связанная с вышеуказанным образовательным утверждением, требует, чтобы и учитель, и ученик были внимательны, старательно подходили к сути и подготовили учеников к написанию рецензии.
Краткое изложение. Тип письменной работы, написанной на компактном тексте, называется кратким изложением. Это утверждение проводится в каждом из V-IX классов как интересный небольшой урок на 8-20 минут урока, и это занятие не беспокоит ученика, он быстро усваивает содержание. Это в форме определенного письменного мысленного упражнения, и вам не нужно планировать краткое изложение. Например, в VIII-IX классах на любом уроке текст учебного характера выбирается следующим образом, а 10-12 минут урока посвящаются написанию краткого изложения на основе этого текста:
Донишманднинг ҳузурига шогирдларидан бири келиб:”Устоз, ишларим юришмаяпти. Нега шундай бўляпти экан?”–деб сўради.
Донишманд сўради:”Ота-онанг борми?”
Йигит шошиб деди: “Ҳа бор, шукурки, ота-онам тирик, ҳаёт.”
Донишманд кулиб дебди: ”Мен сендан ота-онанг тирикми, деб сўрамадим. Ота-онанг борми? Қилаётган яхшиликларингда ота-онангга ҳам ўрин борми, деб сўрадим.”
Йигитнинг боши эгилибди: “Йўқ, ота-онам тетиклар… Улар менинг хизматимга эҳтиёж сезмайдилар, деб ўйлар эканман…”
Йигит нима учун ишлари юришмаётганини англаб, донишманднинг ҳузуридан чиқиб кетибди.
В этом содержание и значение текста этого небольшого высказывания, которое быстро привлекает внимание читателей. Учитель сможет проверить и оценить этот тип утверждения за один день. Многие, несомненно, получат положительную оценку, что также откроет путь учащимся к улучшению их письменной речи.
Достаточно один раз прочитать читателю текст краткого изложения. Это также помогает им улучшить слух, внимание и память.
В расширенном изложении содержания текста к суждению учащихся прилагается небольшой объем текста, и им дается задание написать расширенное содержание этого текста. Расширенное изложение содержания текста также является одним из утверждений творческого характера, и для его написания можно использовать мудрые изречения и народные пословицы. Например,
до 5-х классов: “Ўзга юртда шоҳ бўлгунча, ўз юртингда гадо бўл”, “Одобли бола элга манзур”, “Сувсиз ер – мозор, сувли ер –гулзор” такие как;
до 6-х классов: “Ватан остонадан бошланади”, “Ота-онага ҳурмат эл-юртга ҳурмат билан баробар”, “Китобдин яхши ёр бўлмас”, “Сув ичсанг, қудуқ қазиганни унутма”, “Томчи сувда тол кўкарар” такие как;
до 7-х классов: “Бирни кўриб фикр қил, бирни кўриб шукур қил”, “Дунё илмлиники, илмсиз дунёники”, “Фаросат–ақлнинг фарзанди”, “Ариқдан сув узилмаса, саватдан нон аримас”, “Элни ер тўйдиради” такие как;
до 8-х классов: “Истиқлол – тараққиёт онаси”, “Ширмой нонинг бўлмаса ҳам, ширин сўзинг бўлсин”, “Ватан, Она, Мактаб сўзлари муштарак”, “Қум бор жойда сув бор, сув бор жойда жон бор”, “Аждодлар ёди муқаддас” такие как;
up to 9th grade: “Эр йигитга Ватан ягона”, “Бахтнинг калити вақтнинг қўлида”, “Менинг кимлигимни эл билса бўлди”, “Сув онаси – булоқ, сўз онаси – қулоқ”, “Илму амал, илму амал ва яна илму амал” такие как полезно написать творческое высказывание, расширяющее содержание пословиц, афоризмов.
Важность сокращения текста заключается в том, что оно резюмирует содержание сказки или рассказа, побуждает читателя активно и независимо мыслить, кратко излагать основную идею, развивает умение составлять синопсис из большого текста.
Также важно уметь составлять план в форме вопроса с поверхности текста, чтобы развить навыки стенографии. Затем пишут краткий ответ на вопрос. Для написания сокращенного текста должны быть выполнены следующие требования:
1) уменьшение размера текста не ухудшает его основного содержания;
2) четкое различие между основным содержанием текста и второстепенными событиями в тексте;
3) сокращение второстепенных событий в тексте, исключение наиболее важных мест;
4) уметь писать содержание очень кратко, лаконично, сохраняя при этом основную идею автора;
5) Безупречный, красивый и чистый текст.
Сложность сокращенного баяна состоит в том, что оно требует от читателя быть внимательным к языку, умело использовать слова и фразы и, что наиболее важно, четко понимать, что автор имеет в виду в тексте. Достижение этого результата требует, чтобы учитель естественных наук работал с учеником не только во время урока, но и посредством преподавания других предметов, преподаваемых в школе, а также во внеклассной деятельности.
При написании сокращенного текста, обобщающего содержание текста, подобранного в соответствии с возрастом, психикой, а также менталитетом, национальной идеологией ученика, основная идея побуждает читателя к активности, самостоятельному мышлению. Они также развивают у студентов способность отличать конкретность от общности, как в отдельных утверждениях.
Изложение справедливо проверено и оценено учителем; всестороннее изучение повествовательных ошибок, избегание спешки; оценку не следует искусственно повышать или, наоборот, слишком сильно понижать, чтобы каждый учащийся был убежден, что полученная оценка является разумной.
По нашему мнению, типы утверждений, используемых на уроках родного языка, всегда должны быть связаны с основной целью обучения родному языку и не должны отделяться от общего учебного процесса в виде «слепого пятна». Также следует отметить, что в процессе обучения – повествования – важно умело использовать как индуктивные методы обучения, так и дедуктивные методы. Действительно, индуктивные методы, которые считаются методом обсуждения и проблемного обучения, не отвергают дедуктивные методы, напротив, индукция всегда неразрывно связана с дедукцией.
Таким образом, в процессе обучения родному языку ученик выполняет ряд логических операций, таких как увеличение словарного запаса, ощущение и понимание тонкостей, различий и сходств слов, правильное произношение и письмо, восстановление продолжения нарушенной мысли, развитие речи. предприимчивость, правильная оценка речевой ситуации и языка, высказывание также играет особую роль в формировании и развитии навыков для соответствующего использования возможностей.
Использованная литературы:
1.Умумий ўрта таълим мактабларида она тили фанини ўқитишни ривожлантириш концепцияси/Ўзбекистон Республикаси Халқ таълими вазирлигининг 2020 йил 25 февралдаги 52-сон буйруғи асосида тасдиқланган.
2.Баркамол авлод орзуси. – Т.: Шарқ, 1999.
3.Таълим жараёнида ижодий тафаккурни ривожлантириш масалалари. ЎТДА 6-йиғини тезислари (Масъул муҳаррир: М. Абдураимова). – Т.: РТМ, 2001.
4.Ўзбекистон миллий энциклопедияси.1-том. −Тошкент: Ўзбекистон миллий энциклопедияси, 2000. – Б.379.
5.Зуннунов. А., Турдиев Б. Баёнлар тўплами. 5-9-синфлар учун. – Т.: Ўқитувчи, 1993.
6.Yuldasheva D.N. O`zbek tilini o`qitish metodikasi (OO‘MTV tasdiqlagan darslik).– Germaniya: Globe Edit international Publishing Group (ISBN: 978-620-0-61409-4.)– 2020.–445 b.
7.Yuldasheva D.N. Silence – is a nonverbal unit of speech communication// Impact Factor (SJIF 2020 = 6.156) “American Journal of Research”, 2020, 11-12 issue of the Journal.– Pag.87-95.
8.Юлдашева Д.Н. Мактабда она тили таълими муаммолари// BuxDU ilmiy axboroti (ISSN 2181-6875).–Buxoro, 2020, № 3 (75).– 268-277-б.
9.www.ziyouz.com kutubxonasi Ўзбек тилининг изоҳли луғати “Б” ҳарфи